Согласитесь, глядя на руки человека, можно многое понять. И дело вовсе не в узорах и линиях на ладони, - по рукам, натруженным и огрубевшим, можно многое сказать о человеке.
Трудовая биография Валентина Анатольевича Ермакова началась в деревне Анциферово, когда ему было всего десять лет. Шел 1943-й. От начала войны - долгих два года, а сколько до ее конца – никто и не знал тогда. Отец, Анатолий Хирсанович, призван на фронт в 41-м. Дома остались жена и восемь детей, из которых Валентин – пятый. Через два года на отца пришла похоронка из Харьковской области, а еще через год призвали старшего брата: возраст подошел.
Мать не покладая рук на ферме работала, да и ребятишки старшие трудились в колхозе наравне с взрослыми. Десятилетний Валентин тоже вышел в поле. «Боронить сперва начал. Две лошади, запряженные в бороны, и вот я за имя хожу. Но мне разрешали ездить верхом - маленький я был, а другому мальчику, на два года меня старше, не разрешали, так он только украдкой ездил, а как только бригадира завидит - соскакивает», - вспоминает, улыбаясь, Валентин Анатольевич. Вскоре мальчик и косить научился, и сено на санях зимой возить, и пахать. Плуг, правда, источенный давали, что легче был. Успевал ли учиться? Да когда было… В четвертом классе, рассказывает, учительница в колхоз приходила, просила, чтоб на экзамены отпустили. Сдавал и возвращался в поле.
Так в деревне Валентин и проработал до армии. А в 1952-м году был направлен в Калининградскую область, граничащую с Польшей, где на заставе прослужил до 1955 года. А после армии вернулся в родное Анциферово. Затем устроился в Енисейское автотранспортное предприятие слесарем, а спустя некоторое время узнал, что в селе Момотово на шоферов учат, уехал туда на полгода, а после, отучившись, вернулся в колхоз. Первая машина, которую доверили Валентину, была ГАЗ-51.
И все же немного погодя судьба вновь привела его в Енисейск: уж больно понравилась девушка одна, Галина. Вот уже 55 лет как Валентин Анатольевич и Галина Николаевна вместе. А тогда он устроился в уже знакомое ему АТП, на этот раз водителем. Следующие двадцать трудовых лет прошли за рулем автобусов, выполняющих рейсы городские и междугородные. А в 1975 году перешел работать в «пожарку» - товарищ один позвал, место «старшего по машинам», сказал, в гараже освободилось.
Автопарк, вспоминает Валентин Анатольевич, состоял всего из 3-4 машин. Старые они были, да и воды могли забрать не больше двух кубов. Нужно было как-то выходить из положения. «Ну что, может, сами что попробуем сделать?» - предложил начальник гарнизона, им тогда был Сергей Васильевич Ермаков. «Что ж, попробуем», - согласился Валентин Анатольевич. И попробовал. К тому же первый опыт переделки машин в гараже уже был, правда, тот, первый автомобиль на 10 кубов воды, мог служить разве что водовозкой – самостоятельным насосом он не был оборудован, однако очень выручал во время тушения пожаров. Вскоре, в середине 80-х годов, в гараже появилась еще одна машина с цистерной на 8 кубов, самостоятельно переделанная из обычного КРАЗа. На этот раз с насосом. Испытали – все работает, как надо.
Ну, теперь уж и останавливаться не хотелось, да и техника все еще была нужна. Так под переделку попали еще 3 старых МАЗа и новенький КАМАЗ. «Самому приходилось «кумекать». Сварщик у меня хороший был, Богданов Александр, с полуслова понимал, и руки золотые. Вот с ним-то и переделывали. Оборудование и запчасти собирали отовсюду: где спишут что-нибудь, где попросишь – дадут. Насосы пожарные, конечно, новые были», - вспоминает Валентин Анатольевич. «Откуда изобретательность такая?» - спрашиваю. «Так с техникой, когда долго работаешь, - говорит, - уже видно что к чему». Кстати, водителей, которые поступали на работу в пожарную охрану, специфике управления пожарными автомобилями обучал тоже Валентин Анатольевич, да и сам мог заменить водителя в любой момент, если бы пришлось.
Он ушел на пенсию в 1994 году. Работал бы еще – силы были, но система начала меняться, личный состав - военизироваться, а ему уже было за шестьдесят.
Постепенно стали налаживаться поставки пожарной техники, но переделанные автомобили, отлично показавшие себя в борьбе с огненной стихией, остались на вооружении в отрядах Енисейска, Верхнепашино, Подтесово, Ярцево.
Стаж работы Валентина Анатольевича превышает 40 лет. За эти годы, без сомнения, бывало всякое, но чего в его трудовой биографии уж точно не было, так это лени. Он и после рабочих смен успевал дом поднимать, с хозяйством управляться. Да и на рыбалку съездить до сих пор не прочь – это увлечение началось еще в военном детстве, впрочем, и путь его трудовой начался тогда же.
Валентин Анатольевич Ермаков награжден медалью за доблестный труд во время Великой Отечественной войны и считается самым молодым тружеником тыла Енисейского района. Так ведь и работал он тогда без скидки на возраст. Вот и руки его об этом же говорят.
Оксана ВЛАСОВА.
Фото автора.